ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Доставка грузов по России

ООО «Модуль Групп»

г. Новосибирск
Проспект Димитрова, дом 7
офис 503

Без выходных 09:00-21:00

Преимущества и недостатки собственного и наемного транспорта

Оптимизационные решения в транспортировке

Инсорсинг или аутсорсинг транспортировки?

Под инсорсингом понимается создание собственной инфраструктуры, реализующей логистические операции транспортировки, например, собственного автопарка.

Если принимается решение о передаче транспортных операций на аутсорсинг, то, как правило, все дальнейшие решения по организации и выполнению транспортных и сопутствующих логистических операций берет на себя посредник-перевозчик, экспедитор или логистический оператор. Задача логиста фирмы сводится к планированию объемов и контроллингу по установленным показателям (KPI).

Принятие и реализация решений по формированию собственного транспортного подразделения является всегда более сложным и трудоемким делом, включая в себя следующие действия:

1. Формирование собственного транспортного парка/инфраструктуры.

2. Организация, планирование и контроллинг процессов транспортировки.

3. Оперативное управление транспортировкой (диспетчирование, маршрутизация, информационная поддержка и пр.)

Решение задачи «инсорсинг/аутсорсинг» транспортировки является частным случаем одной из основных оптимизационных задач организации бизнеса – задачи MOB («делать самому или покупать»)

Для правильного принятия решений в расчете должны быть учтены составляющие затрат. Соответственно, решение принимается на основе минимума.

Решение «покупать услуги – аутсорсинг» включает:

  • Тарифы на услуги логистических посредников
  • Маркетинговые издержки, связанные с изучением и анализом рынка поставщиков логистических услуг
  • Трансакционные издержки по поиску возможных логистических посредников и установлению с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных печатной и электронной информации).

  • Трансакционные издержки на поиск и получение информации о тарифах на логистические услуги и о структуре цен у разных логистических посредников
  • Затраты, связанные с анализом качества логистического сервиса у разных поставщиков
  • Затраты на заказы, планирование и контроллинг деятельности логистических посредников, управленческие расходы
  • Непредвиденные расходы, ущербы и затраты, связанные с риском при работе с логистическим контрагентом
  • Решение «Делать самому – инсорсинг» включает:

  • Затраты на формирование собственной логистической инфраструктуры (инвестиции в склад, транспорт, информационную систему с учетом дисконтирования финансовых потоков во времени)
  • Расходы на собственную операционную логистическую деятельность: транспортировку, складирование, грузопереработку и пр. (зарплата операционного персонала, аренда логистических мощностей, амортизация, ремонт и обслуживание основных фондов, коммунальные и прочие расходы)
  • Управленческие (планирование, контроллинг логистики) и накладные расходы службы логистики, зарплата управленческого персонала
  • Непредвиденные расходы, ущербы и затраты, связанные со страхованием логистических рисков при осуществлении операционной деятельности.
  • Для принятия правильного решения «инсорсинг/аутсорсинг» в транспортировке на основе рассмотренного общего подхода также необходимо учитывать преимущества и недостатки собственного и наемного транспорта.

    ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СОБСТВЕННОГО И НАЕМНОГО ТРАНСПОРТА

    Преимущества:

    Собственный транспорт

    Наемный транспорт

  • Неограниченная доступность транспорта
  • Возможность «от начала до конца» планировать и контролировать организацию транспортного процесса и использование транспортных средств
  • Возможность экономии за счет уменьшения трансакций и бесприбыльной работы собственного транспорта
  • Независимость от услуг транспортных монополий
  • Использование качественных услуг профессиональных транспортных операторов
  • Возможность выбора между различными операторами на рынке
  • Возможность экономии в период уменьшения объема перевозок
  • Возможность быстрого привлечения дополнительного транспорта в периоды высокого спроса
  • Недостатки:

    Собственный транспорт

    Наемный транспорт

  • Необходимость выполнения требований, установленных для доступа к транспортной деятельности
  • Необходимость затрат, связанных с приобретением и эксплуатацией транспортных средств и оплатой труда персонала
  • Риск потерь в связи с недоиспользованием собственных транспортных средств
  • Неизбежные издержки, связанные с осуществлением непрофильной деятельности
  • Необходимость формирования прибыли транспортного оператора
  • Риск неоптимального выбора оператора
  • Сложность включения услуг наемного оператора в логистическую цепь
  • Возможные проявления монополизма со стороны наемного оператора
  • В логистическом процессе фирма может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических партнеров (посредников) в организации доставки продукции к конкретным пунктам логистической цепи (цепи поставок). Прежде всего логистический менеджмент фирмы должен решить вопрос, создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наемный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определенной системы критериев, к которым относятся:

  • Затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренда, лизинг подвижного состава);
  • Затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке;
  • Скорость (время) транспортировки;
  • Качество транспортировки (надежность доставки, сохранность груза и т.п.).

  • Создание собственного парка связанно с большими капитальными вложениями в подвижной состав, производственно-техническую базу для обслуживания и ремонта транспортных средств и транспортную инфраструктуру. В итоге оно может быть оправдано в случае получения значительного выигрыша в качестве, надежности и себестоимости перевозок при больших устойчивых объемах перевозимых грузов. Как правило, это относится к парку автомобильных транспортных средств (или к собственному парку железнодорожных вагонов, цистерн и т.п.). Однако в любом случае оценка альтернатив должна проводиться комплексно, с учетом возможно большего числа критериев.

    Центральное место среди оптимизационных логистических процедур принятия решений по аутсорсингу транспортировки занимает процедура выбора перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто эту процедуру логист доверяет транспортно-экспедиционной фирме (экспедитору), с которым у грузовладельца имеются давние установившиеся деловые отношения. При этом экспедитору задают определенные характеристики груза, критерии и ограничения.

    Продолжение...